Левши и правши

МБДОУ Салемальский детский сад

"Золотая рыбка"

 

Приемная : (34996)2-32-43    официальный сайт

Директор: (34996)2-31-48

 

Левши и правши

 

Левши и правши

В период активного освоения ребенком движений и жестов родителители некоторых детей замечают, что их малыш все время действует левой рукой: берет игрушку, лошку, удерживает предметы. Человека с леворукостью называют левшой. Левши составляют около 7% от общей половины популяции людей. Леворукость бывает врожденной и связана со спецификой организации мозга ребенка. Иногда же желание пользоваться преимущественно левой рукой появляется у ребенка в результате неправильного воспитания. Предрасположженность к возникновению леворукости является наследственность, т.е. наличие в семье одного или обоих родителей левшей. К группе риска по леворукости относят и однояйцовых близнецов.

levshi
Леворукость выявляется в очень раннем возрасте детей. Существуют некоторые внешние особенности, характеризующие левшу. Несколько большие размеры левой руки, чем на правой; более подвижная мимика на левой стороне лица являются отличительными чертами левши. Но эти отличительные черты появляются с возрастом и могут отсутствовать у малышей.

levshi-2
По сравнению с детьми – правшами механизм усвоения языка у детей – левшей изучен хуже.

Леворукость, сопровождающаяся нарушениями речевого развития, в большом проценте случаев встречается у мужчин.

levshi-3
Исследования по изучению развития речи у левшей показали, что, как правило, восприятие речи не страдает, а нарушается процесс генерации речи. Однако выявлено, что для левшей характерно слоговое усвоение слов и целостное усвоение грамматических конструкций. Такой механизм усвоения звуковых конструкций подразумевает их целостное восприятие, без предворительного разложения на составляющие.

Особенностью развития речи у левшей является невозможность диагностики нарушений развития в раннем возрасте. Но в период освоения письма и чтения практически все дети – левши испытывают большие трудности по сравнению со сверстниками – правшами.

levshi-5
Левши в большей степени страдают такими нарушениями в речевом развитии, как афазия, дефицит речи, дизартрия. Родителям левшей следует обратить внимание на раннее речевое развитие своих детей. Именно ранняя профилактика, соблюдение всех рекомендаций, направленных на полноценное развитие речи у ребенка, позволяет вашему ребенку избежать в дальнейшем серьезных сложностей в освоении чтения и письма и проблем, связанных с нарушениями произносительной стороны речи.

Если леворукость врожденная, а это определяют только врачи – специалисты, то не рекомендуют переучивать малыша. Прежде всего потому, что, запрещая малышу использовать левую руку, вы лишаете ребенка радости освоения нового, постепенно превращая ребенка в неуверенного в себе человека. Переучивание пользования левой рукой на правую детей с легко возбудимым типом нервной системы может привестик рассогласованности в работе нервной системы и, как следствие, например, к заиканию.

Неправильные условия воспитания могут привести к формированию у ребенка леворукости даже при отсутствии предрасположенности к ней. Если младенец все время лежит на правом боку, то левая рука у него является более свободной. Поэтому, именно левая рука будет активнее развиваться, чем правая. От детей с приобретенной леворукостью также не нужно добиваться использования только одной правой руки. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять обеими руками. Специалисты отмечают, что в 4-месячном возрасте 36% исследованных младенцев пользуются правой рукой, 40% малышей – левой, 24% - одинакого активно используют правую и левую руки. К концу первого года жизни число праворуких малышей постепенно возрастает до 88% за счет равномерного снижения числа малышей, использующих либо обе руки, либо левую руку. При этом процесс приобретения рукости ускоряется с 7 -8 месяцев жизни, т.е. со времени активного манипулирования с предметами. Рукость ребенка первого года жизни наиболнн четко проявляется при игровой деятельности или манипуляции с предметами.

levshi-6

Поэтому родителям принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка способностей к использованию обеих рук. Учите ребенка использовать не только левую, но и правую руку при игре и действиях с предметами. В этом вам помогут совместные игры с ребенком, во время которых он сможет осваивать общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития. Создавайте такие игровые ситуации, в которых малышу необходимо было бы использовать првую руку. Старайтесь вкладывать игрушку чаще в правую руку, чем в левую, класть ее так, чтобы было более удобно дотянуться правой рукой, а не левой. Для профилактики леворукости развивайте игровую деятельность ребенка, привлекая к игре обе руки малыша.

Для ребенка старше года, более активно пользующего левой рукой, а не правой, предлагайте игры со строительным материалом, конструкторы, лего.

Проявляйте терпение, настойчивость и последовательность в воспитании ребенка. Создайте у ребенка заинтересованность в совместных играх. Не запрещайте во время игр пользоваться левой рукой, ибо в этом случае вы тормозите развитие самостоятельности. Не ограничивая активности левой руки, вы должны активно помогать ребенку учиться действовать и правой рукой.

Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения, не наказывайте малыша за ошибки. Но вы всегда должны указать ребенку на неправильное действие, но обязательно в благожелательной форме.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Учитель-логопед МДОУ

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

И.Н.Гребенщикова, 2 квалификационная категория, 2010г.

 

Используемая литература:

1. Ляско Е.Е. Развитие речи малыша / Под.ред.А.С.Батуева – М.:Айрис – пресс, 2003.    

     - с. 150 – 153.

2. Первый год жизни вашего ребенка. Сборник статей. Составитель Л.Ф.Островская.

   М.: Педагогика, 1977.с.74.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

 

Правши и Левши.

levshi-8

п.Салемал, 2010г.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»